Андерс Шёнборг
Андерс Шёнборг

 

2003 – окончил летние курсы черно-белой техники фотографии.

2005 – занимался фотоисследованиями у известного шведского фотографа Ерджэна Хэндрикссона (Örjan Henriksson). Образование включало изучение рисунка и истории искусств.

2005 – учеба у известного немецко-шведского фотографа Питера Тен Хопена( Pieter Ten Hoopen.).

2006 – получил титул Шведского Мастера Черно-Белой фотографии на ежегодном конкурсе (проводится с 1940 г.)

2008 – 2009 – окончил курсы у фотографов Жана Кристофа Беше (Jean Christophe Bechet) и Клодин Дори (Claudine Doury) в Арле (город на юге Франции)

2009 – окончил курсы фотографии в университете Гётеборга (Швеция) 

Возможно, не существует лучшей причины для творчества, чем страсть. Страсть видеть и превращать это видение в объект. Страсть искать, создавать и демонстрировать. Иметь четкую цель и руководствоваться ею в поиске необходимого знания, а также использовать все свои навыки и опыт для ее достижения. Позволить фотографии означать не то, что было увидено, а то, что осталось незримым. Вы интуитивно стремитесь понять эту неопределенность и узнать о ней больше. Вы пытаетесь фотографировать предметы таким образом, чтобы их поверхность не только рассказывала истории о том, что они есть, но и о том, чем они были и могли стать. Фотографии передают чувства, которые неподвластны словам, те чувства, которые фотография может показать наиболее полным образом без использования слов. Грубо говоря, можно сказать, что фотоаппарат может запечатлеть все, что находится перед ним. Но в творческой фотографии есть нечто иное, нечто большее.

Андерс Шёнборг использует художественную фотографию, чтобы показать образы, которые удивили не только фотографа, но даже и фотоаппарат. Возможно, вы сказали бы, что такие образы создаются за счет рождения альтернативных образов.

Для мастера художественной фотографии, или лучше сказать, для художника, делающего фотографию, реальные предметы — стаффаж. Но для фотографа-документалиста, эти же предметы является объективной правдой. Иногда они сливаются воедино.

Андерс Шенборг работает в обеих областях, по отдельности и вместе, но в этом тексте речь пойдет преимущественно о художественной фотографии.

Давайте начнем с начала.

Основа интереса Андерса Шёнборга к фотографии была заложена в детстве, когда он просматривал иллюстрированные журналы, которые приносил ему отец. Его отец тоже был фотографом и родители подарили Андерсу хороший фотоаппарат.

А жизнь продолжалась. Андерс Шёнборг работал в металлопрокате, на стройке, был предпринимателем и фермером, но всегда работал на себя.

Истинный интерес к фотографии появился в его жизни позже, когда он прочел об очень увлекательной приключенческой поездке. Год 2002, место: северо-восток Гренландии. С собой он взял с собой хорошее оборудование, в основном, чтобы делать фотографии на память. Наблюдая прекрасную природу и красивый пейзаж, он понял, что в нем вновь просыпается интерес к фотографии. Даже тогда можно было заметить, что его занимают разнообразные узоры и сочетание различных поверхностей и что он интуитивно чувствует, как надо строить композицию. В Гренландии само строение Земли лежит на поверхности подобно слоёному торту. И именно здесь его страсть к созданию фотографий проявилась в полном объеме. Так все и началось.

В результате этого путешествия многое изменилось в его восприятии фотографий и в способе съемки. Он научился компоновать и кадрировать снимки с помощью фотоаппарата и делать именно такие фотографии, которые он хочет. Таким образом, заострилось его внимание и художественное восприятие. Андерс любит работать с пленочным фотоаппаратом. Он считает, что это наиболее вдумчивый подход к созданию фотографии, если речь идет о создании снимков без последующей обработки и стилистической правки. Этот подход обостряет ваше художественное восприятие, а снимок должен быть хорошо выстроен.

Он многому научился во время путешествия по Гренландии, когда он фотографировал пустынный и плоский ландшафт. Его интересовали конструкции, узоры и формы, созданные водой и ветром, а также особенное сияние в пустотах, оставленных льдом. В этой среде и при таком освещении цвета становятся особенно яркими. Вне зависимости от того, йети ли оставил царапины на утесах или нет, он их видел. И сфотографировал.

Андерс был так потрясен возможностями, которые предоставила ему фотография, что он захотел пойти дальше и пройти курс обучения. Он бросил работу и предпринимательство и изучал фотографию в Бископ-Арно у Халиля Коютюрка и в школе народного творчества Мулльшё у фотографа Лии Хенрикссон. Оба преподавателя поощряют и вдохновляют своих учеников. Положительные отзывы о его фотографиях помогли Андерсу продолжить свой путь и найти собственное место в мире фотографии.

После этого была поездка в Занзибар в 2004 году. Он фотографировал людей за работой и в повседневной жизни. Для него (и в его фотографиях) эти сцены превратились в образы рая. Фотографии наполнены красотой и чувственностью, в них много экзотических деталей, линий и ракурсов. Возможно, это качество его характера, но с самого начала он был тщателен, осторожен и ставил перед собой эстетические задачи. В фотографии он ищет красоту и гармонию. Линии, ракурсы и принцип золотого сечения очень важны. Он знает, что каждая завершенная фотография предстает в оптимальном виде. Как должна. Из этих компонентов и складывается его художественное восприятие.

Фотографии, сделанные в Занзибаре, были выставлены на первой персональной выставке Андерса как фотографа. Он также послал их в уважаемый журнал FOTO - ведущий шведский журнал о фотографии - и получил награду Лучшему шведскому фотографу (черно-белая фотография) в 2006 году.

Андерс Шенборг несколько раз был в Бильбао. Там он нашел место, которое интересует его больше, чем все другие. Это Музей Гуггенхайма.

Технически, эти снимки сделаны с помощью пленочной камеры. Он сканирует негативы и распечатывает фотографии на панелях дибонд, тонкой двусторонней алюминиевой пластине с полиэтиленовой основой. Он печатает на матовой стороне. Все эти технические подробности очень важны для конечного результата. Андерс сделал много снимков, а потом выбрал 16 лучших.

Построенный по проекту Фрэнка Гери и стоящий на берегу реки Нервьон, Музей Гуггенхайма в Бильбао называют «величайшим зданием нашего времени».

Архитектурное решение смело, оригинально и инновационно. Зданиям намеренно придана искривленная форма, чтобы при изменении освещения изумленный взгляд зрителя видел радикальный распад формы и ее трансформацию. Язык архитектуры таким образом привлекает внимание к сложности современной эпохи и современного искусства.

Андерс Шенборг побывал в музее и получил первые впечатления за год до того, как сделал фотографии. Он заметил, как здания как будто бы изменяются, в один момент стоят, в другой — висят, в третий — поворачиваются и изгибаются.

Вернувшись в 2013 году, он хотел делать фотографии.

Он снимал ночью, а также на закате и на рассвете, когда нет туристов. Как всегда, он хотел скомпоновать снимки прямо в объективе камеры. Лучший снимок создается во время выдержки, а не при последующей обработке.

Он преимущественно сфокусировался на частях здания, декорированных металлическими пластинами. Было сложно выделить и сфотографировать многие из удивительных фасадов этих зданий так, чтобы на фотографии не попали улицы, мост и другие элементы окружающего пейзажа. Как всегда он искал линии, углы и отражения, которые были нужны ему, чтобы фотографии получились именно такими, как он хотел. Здание, отделанное титановыми пластинами, изменяется перед вашим удивленным взором при разном освещении и температуре. Сложно запечатлеть полностью все его компоненты.

Образы одновременно очень реальны и совершенно загадочны. Титановые пластины живут собственной жизнью и демонстрируют тот образ, который создают фотографии. Как будто бы мы проектируем чувства на панели этого фасада. Образы отражают спокойную нежность в холодном металле. Во встрече титана и света можно увидеть тихую загадку. Новые истории ждут своего часа. Разница между архитектурой, фотографией и искусством представлена в движении, они сливаются воедино и обновляют друг друга. И появляется нечто новое.

- Я хотел, чтобы мои фотографии показали образ Гуггенхайма, который ночью, на закате и на рассвете, сильно отличается от того здания, которое вы видите днем. Я также хотел подчеркнуть окружающий пейзаж, потому что его редко замечают, когда ходят вокруг здания, завороженные его многоликостью. Ясно, что мне удалось показать «новые стороны» Музея Гуггенхайма в Бильбао, потому что многие люди, бывавшие там, отказываются верить, что некоторые фотографии сняты в Бильбао. Я нередко слышу: «Я там был, он со всех сторон окружен домами и за ним нет никакой горы".