Дмитрий Жуков
Дмитрий Жуков

Родился 15 января 1972 г. в городе Азове.
В 2006 г. окончил СПб ГХПА (МУХУ), кафедру Художественной Обработки Металла (ХОМ).
2006-2008 - преподавал на кафедре рисунка в СПб ГХПА.
2007 г. - получил грант «Муза Петербурга»

Выставки и конкурсы
2016 г. - "Реверсия" в Центре "МАРС", Москва
2016 г. - персональная выставка "Русские кружева", отель W St. Petersburg, при поддержке ART re.FLEX Gallery
2016 г. - АРХСТОЯНИЕ: УБЕЖИЩЕ. 11-й международный фестиваль ландшафтных объектов. Никола-Ленивец, Калужская область, Дзержинский район
2016 г. -  "Простые названия, избранные синонимы", Параллельная программа V Московской международной биеннале молодого искусства, Ботанический сад МГУ 
2016 г. - "Steambaroque / Парящее барокко", Дмитрий Жуков, Влад Кульков, Конюшенный корпус Елагиноостровского дворца ЦПКиО, Санкт-Петербург (при участии ART re.FLEX Gallery)
2015 г. - "Паноптикум" - специальный проект 6-й Московской биеннале современного искусства, Дворец Культуры МГТУ им. Баумана, Москва
2015 г. - "Крипта", подвал Санкт-Петербургской академической филармонии, Санкт-Петербург, Россия
2015 г. - "Nord Art 2015" Бюдельсдорф, Германия
2014 г. - персональная выставка, отель W St. Petersburg, при поддержке ART re.FLEX Gallery
2013 г. - персональная выставка «Для внутреннего использования», ART re.FLEX Gallery, Санкт-Петербург
2011 г. - ArtHelsinki 2011 Хельсинки, Финляндия
2011 г. - Выставка в Государственном Русском Музее "Движение.Форма.Танец"
2010 г. - международная выставка "Nord Art", Бюдельсдорф, Германия
2010 г. - проект "Dysfashional" Центр современной культуры "Гараж", Москва
2009 г. - "Гиперувеличение", Д.Жуков - скульптура, М.Нестеров - живопись, ЦГПБ им.Маяковского, СПб
2008 г. - групповая выставка "ДНК", Д.Жуков - скульптура, А.Горбунов - живопись, ART re.FLEX Gallery, СПб
2008 г. – первая персональная выставка «П.П.», ART re.FLEX Gallery, СПб
2007 г. – Молодежная выставка. Москва
2007 г. – «Мастерская 2007». Музей современного искусства. Москва
2007 г. – Парад галерей. ЦВЗ «Манеж», СПб. ART re.FLEX Gallery
2007 г. – выставка «12 месяцев». ART re.FLEX Gallery, СПб
2006 г. – выставка «Эпиграф». ART re.FLEX Gallery, СПб
2006 г. – «Первая сессия молодого искусства». Музей городской скульптуры. СПб
2004 г. - «Ковчег» ЦВЗ Манеж СПб
2003-2005 гг. – выставки союза художников СПб

Работы находятся в частных коллекциях в России, Германии, Швейцарии, США, Аргентине, в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, музее Современного искусства Эрарта.

Сегодня мы знаем, что молекула ДНК является носителем кода, который управляет химической природой всего живого, а её двойная спираль стала одним из самых известных научных символов.

Жизнь кажется нам каким-то особенным феноменом среди прочих природных явлений. Однако, присмотревшись, можно увидеть в такой позиции всего лишь склонность ставить человека в центр природы и считать его мерой всех вещей. Эволюция видов происходит благодаря накоплению устойчивых форм, которое действует и в неживой природе. Безусловно, что основа земной жизни, набор хромосом в живой клетке, изобреталась природой миллиард лет. 
«ДНК» - название выставки двух молодых художников, живущих и работающих в Санкт - Петербурге. Проект включает в себя живопись Андрея Горбунова и скульптуру Дмитрия Жукова. Это первый опыт совместной работы художников. Уже с первого взгляда видишь в их работах некое единство: в поиске механизмов сосуществования вместе духовных и материальных субстанций живого организма. Опуская вопрос, что первично и вторично, Андрей и Дмитрий ищут неразрывную связь Духа и Плоти. Исследовательский интерес ко всему живому связывает их эстетические концепции. 
Физиологичные, брутальные живописные и скульптурные формы заставляют нас восхищаться или испытывать отвращение. Зритель не может и не должен оставаться равнодушным, в какой-то мере это есть экстремизм, терроризм. Нас принуждают занять одну из двух сторон, решить для себя ругаем либо хвалим мы ту или иную работу. Зритель может счесть работы аморальными, пугающими, раздражающими, вызывающими дискомфорт и может даже возбуждающими. Все эти факторы зависят от способности, подготовленности воспринимающего и от его сугубо личного отношения к жизни. 

Для скульптора Дмитрия Жукова этот проект - попытка почувствовать на интуитивном уровне процессы, происходящие в эволюции живых существ. Его группа работ под общим названием «Фазы разархивации ДНК» 2008 - не что иное, как осмысление процесса мутации живых существ, попытка предсказать, предугадать то, к чему приведет «игра» с изменениями ДНК. Художник использует в работах свой излюбленный материал - стальную полосу. Виртуозно владея им, он может воплощать в жизнь любую свою самую смелую идею. Особую роль в работах Дмитрия играет пространство. В скульптуре действует очень важная закономерность: чем активнее фактура, тем меньше масса. Агрессия пространства уничтожает материю, уменьшает её количество. Разрушительное действие среды в данном случае играет конструктивную роль, пространство есть та зона, в котором разворачивается действие мутации (разархивирования) ДНК. Мельчайший, не в качественном, а в количественном отношении, процесс протекает по своим законам в космическом пространстве среды. 
Со слов Андрея Горбунова его серия картин - попытка «..увидеть через научные открытия молекулярных свойств ДНК, а именно наследственность и изменчивость, существование некой «Духовной кодировки» и найти через неразрывность этих кодировок (Духа и Плоти) смысловые нагрузки нашего существования». В работах Андрея можно проследить основные фазы развития живых существ от самых устойчивых, аморфных (в работе «Модификация» 2008) до сложных систем (как, например, «Носители кода - 1» 2008 и «Носители кода - 2» 2008). Эта серия картин создана на грани фигуративности и абстрактных форм. Главная цель этой импровизации - раскрыть чувственный мир, сделать попытку погрузиться в самого себя. Художник по-своему строит композицию в картине, стремясь заполнить белое поле холста, насытить его образами и переживаниями. Цвет и форма борется с пустотой, небытийным пространством, наполняя его жизненной энергией и смыслом. Закодированность символов и образов в работах Андрея приводят к размышлениям об общих универсалиях в жизни биологических существ. 
Направление, которое выбирают для себя Андрей и Дима, близко и к биологии и к анатомии, и если мыслить шире к теме телесности, которую развивали художники во все времена. Художественная форма в подобном направлении формируется приблизительно по схожим законам развития биологической формы жизни.
Человека губит стремление к истине. Ради её познания европейцы уничтожили свою религию, свою мораль и почти что свою жизнь, а истина по-прежнему осталась непознанной и неделимой, как элементарная частица.

Меня интересует визуализация чувств. Есть две наиболее неизведанных области. Это бесконечное пространство души и космоса. Художнику знакомо чувство, ощущение  того, что нельзя еще высказать. Это то, что готово вот-вот вырваться (изнутри) в пространство реального мира и обрести форму. «Изнутри» по сути - символ перехода из бесконечного пространства души в трехмерное пространство реального мира

Дмитрий Жуков

 

Творчество Дмитрия Жукова безусловно связано с физиологией, с телом, но делает он это со свойственным ему тактом и поэтическим чувством. Конечно, он не первый художник, работающий с этой сложной темой. Философия тела была темой творчества для художников на протяжении всех эпох. Не исключением явился  и ХХ-ХХI век, где тема тела разрабатывалась особенно широко.

        Для молодого скульптора тело -  лишь та зона, где разворачивается основное действие. Если говорить о сексуальности, то его объекты скорее «досексуальны», они связаны больше с магией, мифами и легендами. Магическая сущность прослеживается уже в первой работе Дмитрия  «Воспоминание о форме черепа» (2005), где череп воспринимается как идеальная форма, существующая по своим законам. И здесь проявляется то сакральное начало, когда художник видит череп как предмет искусства и вместе с тем  как, что-то живое и даже опасное. Баланс игры, страха и первозданной нерукотворной красоты.

       В работах Димы наслаивается его знание разных эпох и культур: здесь можно найти  античность, предания майя и ацтеков. Скульптурная форма Жукова многообразна, декоративно насыщена, эстетизирована. Богатство пластического языка во многом зависит от его умения использовать возможности материала, художник виртуозно владеет им и техникой дамасской ковки. Из-под кузнечного молота мастера появляются или вернее сказать зарождаются новые мифы -  «Ожидание Тесея» (2005), «Возвращение Афродиты» (2006), «Торс»  (2007). Здесь мифология обогащается  современным языком. Обращаясь в своем творчестве к древнегреческому эпосу, художник напоминает зрителю о знакомых с детства образах богов и героев.

          В создании образа художник использует не только объем, но и пустоты завораживающие своим сложным таинственным рисунком. Скольжение бликов, игра света и тени, основанная на контрасте, создают ощущение нервной приподнятости. Взаимодействуя с пространством, скульптурные формы принимают живописную текучесть -  «Торс» (2007), «Изнутри» (2007), «Сон Кортеса» (2007); в других случаях, обладая внутренней динамикой, беспокойно вырываются в пространство -  «Воспоминание о форме черепа» (2005),  «Возвращение Афродиты» (2006).

        Отталкиваясь от избранной темы, от маленьких зарисовок в блокноте и преображая их  своей творческой фантазией, художник создает серию графических листов смешанной техники  – сюрреалистически странных, завораживающих, манящих.

         Драматизм – основная черта его произведений. Скульптурная масса, активно взаимодействуя с пространством, вступая в конфликт с ним, подчас поступается своей сущностью и начинает терять свой вес, тяжесть, а иногда даже устойчивость. Деформированная борьбой, скульптурная форма растворяется в пространстве. Вместе с тем проникающие в нее свет и воздух  выявляют конструктивные качества. Перед зрителем происходит процесс таинственного рождения материи. Обретение внутренней прочности и в то же время тающая на ветру телесность и трепетность в скульптуре  «Ожидании Тесея» эмоционально создают ощущение внутреннего ожидания и одиночества.

         Благодаря уникальной технологии дамасской ковки и остроумному обыгрыванию материала художник обнажает богатство и сложность жизни материальной формы.

         Паутина изысканного рисунка покрывает почти сплошь всё тело  «Нимфы (Куколки) №0» (2008). Взгляд путешествует в лабиринтах формы, изучает каждую полоску, каждую точку, каждый след, оставленный кузнечной сваркой. Пространство делится на сегменты и снова собирается, создается ощущение волнообразного движения. Казалось бы, изначально прочное и вечное тело, но оно уже стремиться трансформироваться: плоть местами лопается и оттуда появляются густые, тягучие полосы металла. Здесь мы видим  момент перерождения - форма уже не будет такой, какой она была, она модифицируется, становится новой, и её ждет бесконечное рождение и умирание.

         Стремление к знаковости уводит скульптора к абстрактным формам. Такова одна из его последних работ  «Изнутри» (2007). По словам художника, его  «интересует визуализация чувств. Есть две наиболее неизведанные области. Это бесконечное пространство души и космоса. Художнику знакомо чувство, ощущение того, что нельзя ещё высказать. Это то, что готово вот-вот вырваться (изнутри) в пространство реального мира и обрести форму. «Изнутри» по сути – символ перехода из бесконечного пространства души в трехмерное пространство реального мира ».  Физическое тело – это копия  «Пространства» жизни в Нематериальном  «Времени» с циклами своего развития…

          Выставка под названием «.ПП.» или  «Полосатое Пространство» - первая для молодого художника. Использование для ее названия только согласных букв напоминает раннехристианские шифры, когда от главных ключевых слов остаются только отдельные согласные, скрывая, тем самым,  от непосвященных тайный смысл слова, не давая ему стать чем-то обыденным. 

  • Пластический язык современной скульптуры разнообразен, одной из его характерных особенностей является свобода в выборе материала и техники изготовления произведения. Новые, нестандартные материалы были привнесены в скульптуру XX веком и прочно закрепились в XXI, где формальная составляющая в творчестве автора мобильна. Однако, в скульптуре существует еще одна область формальных поисков, и связана она с новой трактовкой уже знакомых техник.
  • А.Л.: Расскажите о вашем способе взаимодействия с материалом.
  • Д.Ж.: Я люблю металл. Это очень благодарный материал, который позволяет многое, и, в то же время, останавливает. Работа с металлом это особый вид взаимо-действия. Знания физико-химических и декоративно-пластических свойств позволяет работать в согласии или в несогласии с ним. Получается своего рода соавторство с материалом. Как это кощунственно не звучит, для меня не стоит вопрос «кузнечно – не кузнечно». Я стараюсь пользоваться всей накопленной палитрой приемов и фактур, всеми техническими возможностями: от кузнечной сварки до сварки полуавтоматом, от травления до газовой резки. Мне кажется, все должно работать на образ, и выбор технологии тоже.
  • А.Л.: Как вы пришли к использованию стальной полосы в своем творчестве?
  • Д.Ж.: Несколько лет я работал с дамаском, в технику которого меня посвятил Саркесян Юрий Хачатурович. Мне очень нравились пакеты на начальной стадии, с крупным рисунком (малым количеством слоев). Процессы движения слоев при ковке и деформации пакета подтолкнули меня к очень простому решению – к выходу на пластику полосы. Стальная полоса, сборка в пакеты, кузнечная сварка - это давно известные материалы и приемы, но вот соединить и получить из этого свой пластический язык, вот, пожалуй, где мне улыбнулась удача. Я еще не закончил с этой технологией, и, по мере погружения в нее, открываю новые грани и возможности. К тому же, уже есть несколько достойных попыток осмыслить этот прием. Действительно, он захватывает своими пластическими и графическими возможностями
  • На примере Куколки можно увидеть, как я стремился максимально увеличить амплитуду возможностей материала для создания ощущения появления новой жизни из старой, отжившей, но выполнившей свою задачу. Через переход из дамаска в полосу, из полосы в дифованный лист и использование глубоко травления и синения, я фиксировал процесс перехода от куколки к бабочке, когда новая форма, не задумываясь, безжалостно сбрасывает старую. Это обыкновенное чудо, как из совершенного иного существа, плотно спеленованной гусеницы, появляется бабочка, символ красоты, легкости и изящества. У энтомологов этот процесс называется имаго. Для меня это действие рождает множество смыслов и ассоциаций. Рождение и смерть, эрос и танатос, обновление.
  • А.Л.: Материал мне представляется посредником между художником и зрителем. Он помогает выразить интересные художнику темы. Что близко Вам, Дмитрий, какие темы чаще всего возникают в ваших произведениях?
  • Д.Ж.: Меня интересует визуализация чувств. Есть две наиболее неизведанные области- это бесконечное пространство души и космоса. Художнику знакомо чувство, ощущение того, что нельзя еще высказать. Это то, что готово вот-вот вырваться в пространство реального мира и обрести форму. Одна из моих работ под названием «Изнутри» является символом перехода из бесконечного пространства души в трехмерное пространство реального мира.
  • А.Л.: Рассказывая о создании «Куколки» вы затронули тему рождения и роста нового существа, которая в ином контексте была раскрыта в целой серии работ под названием «Растущие».
  • Д.Ж.: Да, действительно. «Растущие» – это попытка зафиксировать рост как процесс, они не имеют конкретных аналогов в растительном или животном мире. Это скорее иллюстрация того, что сейчас происходит в мире, иллюстрация последствий потребления ГМО. Хороший пример – борщевик, растение, которое распространилось с бешеной скоростью. Оно было создано человеком и не имеет естественных врагов в нашей среде. За ним просто не уследили, и он вырвался в природу, легко захватывая новые площади и вытесняя веками растущие травы – легко и нахально. Генетические изменения и манипуляции с ДНК давно уже просто обыденность. Выращивая свои скульптуры из полос, я попытался передать, как из неких символов, кодов появляется, растет живая материя, не всегда понятная нам, возможно чужая.
  • А.Л.: А если обобщить, что для вас искусство?
  • Д.Ж.: Прежде всего, вглядываться в живое и не живое, в окружающий мир: умирающее дерево в поле, камни на берегу, истлевшие остовы кораблей, красоты промышленных застроек. Искусство – это исследовательский процесс, диалог с самим собой, со своим внутренним цензором. Именно это позволяет ответить на простой вопрос «Красиво? Не красиво?». Честный ответ саму себе, по моему мнению, является главной задачей художника.
  • А.Л.: Что вы думаете о процессах, которые сейчас происходят в современном искусстве?
  • Д.Ж.: В начале июня на Севере Германии открылся фестиваль Nord Art, в котором я принимал участие. Для меня это был очень интересный опыт увидеть такой широкий срез художников. Есть много вещей, которых я не понимаю, но, мне кажется, в изобразительном искусстве наметился поворот к профессионализму, сделанности и качеству.
  • А.Л.: Расскажите о ваших последних работах.

Д.Ж.: Последний год я занимался созданием скульптурной группы для Музея современного искусства ERARTA. Благодаря музею у меня была возможность реализовать монументальный проект. Сделанные мною образы Эры и Арты зафиксированы в процессе развития – роста. Эти работы потребовали от меня максимальной эмоциональной и физической отдачи и позволили мне сделать много открытий для дальнейшего развития моего пластического языка. Взаимодействие между мастером и материалом, с которым он работает, является ключевым моментом процесса творчества. Природа вещества и процессы, происходящие в нем, спонтанны и бесконтрольны, и лишь рука художника может фиксировать их, управлять ими. Знание материала, умение работать с ним, интуитивное его понимание - вот определяющие принципы работы мастера. Работы Дмитрия Жукова – это иррациональный подход к традиционному материалу, который в данном случае становится полноправным участником творческого процесса, в котором автор по-своему интерпретирует технологические особенности металла. Сложная, многослойная структура становится отправной точкой для поиска новых художественных решений, внутри традиции и вне её.

"Для внутреннего использования" - двухчастный проект Дмитрия Жукова.  Монументальный сквозной рельеф из металла – результат высокотехнологичной работы мастера за последний год, который скульптор провел в мастерской в Карелии. Намеренная самоизоляция от суеты большого города, сравнимая с сакральным ритуалом, чуть ли ни отшельничеством, побудила художника к созданию полуабстрактной скульптуры с «мерцающим», «незакрепленным» сюжетом. Словно находящаяся в процессе своего становления, конструирования из неслучайных пластичных линий, металлическая форма наделяется значением чуть ли не тотемной скульптуры, обращенной к индивидуальному чувственному прочтению смотрящего. Следуя традиции канонического абстракционизма, автор преднамеренно отказывается от закрепленных кураторским текстом интерпретаций, предлагая каждому в череде брутальной пластики и вписанных в нее пустот найти скрытые смыслы и содержания: от свободного ассоциативного прочтения до поиска иконографических традиций, восходящих к построению русской иконы или архаических монументов.