Сюсанна Шторх
Сюсанна Шторх

Сюсанна Шторх родилась в Майнце, Германия. С 1980-81 изучала графический дизайн в Мюнхене, а затем перевелась в художественные мастерские Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга в ее родном городе. С начала обучения художница сконцентрировалась на фигуративной живописи и скульптуре. В 1986-94 гг. Шторх совместно с партнерами организовала студию архитектурной керамики, а в 1995 – мастерскую по изготовлению авторской мебели. В те же годы у художницы родилось трое детей.

С конца 90-х Сюсанна работает как свободный художник в собственной мастерской в Майнце, посвятив себя исключительно живописи. С 2001 года она участвует в многочисленных выставках в Германии и других европейских странах. Ее работы были представлены на различных арт-ярмарках,  в числе которых: ART FRANKFURT, ARTFAIR Cologne, ART KARLSRUHE и BERLINER LISTE. Ряд произведений на политические темы вошёл в коллекцию Соборного музея (Museum am Dom) в Вюрцбурге, Германия.

Человек является центральной темой фигуративных полотен Шторх, объединённых в серии «Портрет», «Ню», «Балет», «Пейзаж» и острополитическую «Против войны».

Нынешняя серия «Фасады» («Fassaden» ) акцентирует внимание на случайно подмеченных повседневных ситуациях и сценах из частной жизни в городском контексте.

 

Сюсанна Шторх. Биография 

Образование:

1980 - 81 Университет декоративно-прикладного искусства (Мюнхен, Германия), отделение графического дизайна

1981 - 86 Академия искусств (Майнц, Германия), отделение живописи

 

Избранные выставки:

2001 Gallery Valentien, Штутгарт, Германия

2003 Персональная выставка, Вилла Haar в Goethepark, Веймар, Германия

2003 Персональная выставка, Tuchfabrik, Трир, Германия

2004 Персональная выставка, Gallery Mühlfeld & Stohrer, Франкфурт, Германия

2004 Portraits,  Бонн, Бад-Годесберг, Германия

2005 Персональная выставка, Gallery Mühlfeld & Stohrer, Франкфурт, Германия

2007 Flut-licht, Essenheimer Kunstverein, Altes Rathaus Ingelheim, Эссенхайм, Германия

2007 Персональная выставка, Gallery Mühlfeld & Stohrer, Франкфурт, Германия

2008 Human disaster, персональная выставка, Gallery Förster, Берлин, Германия

2008 Menschenbilder, персональная выставка, Городская галерея г.Шлангенбад, Шлангенбад, Германия

2008 Susanna Storch, персональная выставка, Kunstverein Paderborn, Падерборн, Германия

2008 Choreographie & Typographie, Davisklemmgallery, Франкфурт, Германия

2009 Wagnis Wirklichkeit, Gallery Epikur, Вупперталь, Германия

2009 Moments, персональная выставка, Государственный театр Майнца, Германия

2010 Menschenbilder, персональная выставка, Gallery Förster, Берлин, Германия

2010 Персональная выставка, Galeria Le5Venice, La Fenice, Венеция, Италия

2010 Gallery Needien,  Нееде, Нидерланды

2011 Новое, BestregARTs, Франкфурт, Германия

2012 Летняя выставка, BestregARTs, Франкфурт, Германия

2012 Frauenbilder, персональная выставка, Thalhaus Gallery, Висбаден, Германия

2013 Frauen – Liebe und Leben, Lehmbruckmuseum, Дуйсбург, Германия

2013 Herbstshow 2013, BestregARTs, Франкфурт, Германия

2013 Im Fluss, Kunstverein Mittelrhein, Landtag Mainz, Майнц, Германия

2014 Köpfe 3, Werkkunstgallery, Берлин, Германия

2015 Moments, Greskewitz Kleinitz Gallery, Гамбург, Германия

2015 Weibsbilder, Gallery Klose, Эссен, Германия

2015 Fassaden, BestregARTs, Франкфурт, Германия

2015 Sightzeichen 15, Gallery Klose, Эссен, Германия

2015 Faces behind art, Gallery Klose, Эссен, Германия

2016 Выставка финалистов премии Arte Laguna Prize, Arsenale di Venezia, Венеция, Италия

2016 Afrika, Gallery Klose, Эссен, Германия

 

Ярмарки:

2004 - 2007 Artfair Köln

2005 Art Frankfurt

2006 Kunstköln

2006 Cologne Fine Art

2007, 2009 Art Karlsruhe

2014, 2015 Berliner Liste

 

Работы находятся в частных и музейных коллекциях:

Museum am Dom, Вюрцбург, Германия

Museumburgmiltenberg, Мильтенберг, Германия

Министерство науки и культуры, Майнц, Германия

 

Фото художника: Себастьян Штенцель (Sebastian Stenzel), Висбаден

Фото работ: Томас Бреннер (Thomas Brenner), Майнц

«Моменты». Сюсанна Шторх

 

Основной предмет изучения и точка приложения сил живописи Сюсанны Шторх - человек. Изучение и анализ человека на протяжении почти 20 лет в мастерской в Майнце осуществляется последовательно и тщательно. Выбранная художницей тема разрабатывается сериями. Человек как таковой в портретной серии, человеческое тело и его движения в сериях "Akt" (Действие) и "Menschenbilder" (Антропогенетический), человек и война в пронзительной серии "Gegen Krieg" (Нет войне). Будь то постановочный портрет, портрет близких и друзей, расслабленное ню, балетные па или жители Ирака и Афганистана, охваченные ужасом войны, – человек остаётся эпицентром живописных полотен Шторх. Монументальность, крупные планы, пустынный фон, а порой его полное отсутствие, минимальное количество деталей – каждый приём работает на обострение, концентрацию внимания зрителя. Уникальность черт, механика движения, фрагменты  тел, сопоставление человека и человека – настолько пристальное изучение порой граничит с антропологическим интересом (напр. работы "Kongolesin" 2012 года, "Bengasin" 2011 года, несколько работ "Cubana"). 
Выставка "Moments" объединяет работы из серии "Fassaden" (Фасады) и "Landschaft" (Пейзажи). В этих сериях Шторх уходит далее в своих исканиях, сопоставляя человека и его среду.  
Противопоставление индивидуума окружающему миру, взявшее свое начало в эпоху Романтизма, разрабатывается в современном ключе и получает новое звучание в серии, родившейся в 2013 году в Париже. Наблюдая уже не близких или моделей, запечатлённых в серии "Портреты" поименованными персонажами, но случайно мелькнувших или задержавшихся в проеме окна безымянных горожан, Шторх населяет "Фасады" вполне конкретными, но при этом полностью анонимными героями. Парадоксальность ситуации усугубляется тем, что в подобной тривиальной сцене каждый зритель может методом подстановки представить себя или любого другого, а в обезличенных стенах узнать любое из сотен тысяч однотипных зданий на планете. Глаз смотрящего не в силах зацепить детали, выдающей топонимику местности или национальную принадлежность анонимных персонажей. Однако знание происхождений обескураживает: Фасады IV, IX и X из Майнца, где живёт и работает художница, V и VIII из Лондона, VI – Лиссабон, VII – Франкфурт, Фасад III возможно (а скорее нет) обнаружить и узнать в реальном здании в центре Сантьяго в Чили. 
Метод работы остаётся неизменным: как большинство современных живописцев, Сюсанна Шторх использует фотографии (фотографирует моделей для серий "Akt" и "Portrait", в серии "Gegen Krieg" опирается на военную фотохронику репортера Урсулы Мейснер). Первые снимки, положенные в основу Фасадов, были сделаны из отеля у Эйфелевой башни. По заверению автора, к вуайеризму это ни имеет отношения. Вновь мы видим интерес исследователя, граничащий с антропологическим, и даже, внесём толику абсурда, орнитологическим. Человек захвачен врасплох на границе миров, внешнего и внутреннего, личного пространства и пространства общего и общественного. Поверхности, мастерски выполненные художником, становятся визуальной метафорой. С одной стороны – непроницаемые, шероховатые монолитные стены зданий. С другой стороны – прозрачные, порой частично открытые окна в приватный мир конкретного человека. Но чем же оборачивается эта прозрачность? Отражаемостью. Зритель может угадать очертания предметов внутри помещений, увидеть штору, обозначающую границу внешнего и внутреннего. И лишь сам обитатель внутреннего мира может быть медиатором между мирами. Отражения и блики стеклянных окон – реакции и паттерны медиатора, обусловленные внешними факторами, за которыми не разглядеть внутренних интенций. Четырёхугольник окна, повторяющий и возводящий в степень четырёхугольник холста, становится ещё одной визуальной преградой на пути пытливого взора наблюдателя. Визуальный дивертисмент, эффект картинки в картинке, эффект матрешки – ещё одна ступень многоуровневого восприятия. 
Дабы уравновесить острый дуализм и противопоставить ему другой вариант мировосприятия, в выставку включены работы из серии "Landschaft". Оставаясь верной методу, Шторх фотографирует виды Одесейше на западном побережье Португалии, куда не раз возвращается на протяжении нескольких лет. Здесь вместо стен домов уже море и небо становятся прекрасно проработанным, однако по-прежнему – фоном для центрального не по местоположению, но по значению изображения человека. Фигурки людей, всё таких же анонимных, уменьшаются в размере, и их черты практически расплываются, тем не менее, необходимость в конкретике и разграничении отпадает, они не теряются и не подавляются окружающим живописным пространством. Напротив, данное окружение выглядит умиротворяющим, менее враждебным. Ритм волн, шум воды, вечные, природные звуковые сопровождения, в пику техногенным шумам городов, близость к стихии – всё это оказывает примиряющее воздействие на острый конфликт человека и окружающего мира. Персонажи серии, вырванные из урбанистического контекста и помещённые в контекст природный, более не вынуждены скрываться в ячейках бетонных муравейников, уже не противопоставлены внешнему миру, а напротив, слиты с ними и представлены если не в идиллистическом и остающимся весьма условным, однако все таки экзистенциальном единении.

 

Мария Постнова, ART re.FLEX Gallery