Людмила Белова «Cкорость исчезновения»

21 мая - 12 июня 2015

При поддержке CYLAND MediaArtLab 

Видео инсталляция «Скорость исчезновения»-это размышление об исчезновении материальности и трансформации её в цифровой поток изображения реальности. О плавном переходе в новое пространство,где виртуальное все больше и больше соединяется  с реальным. О скорости изменения привычных человеку способов передачи и хранения информации, о новой коммуникации между людьми. О времени,его течении и невозможности «войти в одну реку дважды» в реальном мире и о преодолении барьеров времени в виртуальном. О скорости передачи образов ,свободе,относительности этого мира и его неустойчивости.

Пространство инсталляции создается проекциями с четырех проекторов. Два видео проецируются на символические проёмы-двери,через которые зритель может проходить. На одном видео-съемка реки ,покрытой льдом,движение камеры сверху-вниз,на другом лес из окна машины,едущей на большой скорости.

Два ноутбука ,установленные в пространстве видео -инсталляции подключены к интернету и через Skype передают «друг-другу» прямую трансляцию,в которой настоящее показывается с небольшой задержкой. Это виртуальное пространство также является частью экспозиции.

Таким образом,на выставке создается пространство,где нет определенной фиксированной точки наблюдения.

Дверной проём,предложенный как преграда,отделяющий событийный мир от цифрового потока,становится проходом в новую реальность и является точкой трансформации. Зрителю,пришедшему на выставку дается возможность стать элементом инсталляции .

Звук-шум города,измененный медленной скоростью,озвучивает еще одно новое,цифровое,несуществующее в реальности пространство.

Репортаж с открытия выставки

 

Людмила Белова  «Скорость исчезновения» ,4.09 мин.2015 г.

 

 

 

---

Медиапейзаж сегодня — это форма поиска реалистического искусства. В серии видеопроекций, в  снимках, переработанных в «Фотошопе», в аудиовизуальных инсталляциях репрезентируется обыденный мир. Современные теоретики визуальности полагают, что о нем с достоверностью можно судить, взяв на вооружение язык медиафилософии или сузив рассуждение до проблемы влияния технологий на восприятие. Таков один из наиболее действенных способов художественного свидетельства о действительности сегодня. Впрочем, сама проблема переопределения изобразительного искусства в понятиях визуальных технологий была актуальна уже в эпоху импрессионизма. Это давняя история, и у нее далеко не одна мораль.

            Инсталляция Людмилы Беловой погружает нас в естественную для современного человека визуальную среду, где наше восприятие в значительной степени обусловлено оптическими механизмами. Мониторы, экраны, плазменные панели, фотоаппараты, селфи-штативы, ставшие массовым неврозом последнего сезона, — все эти порождающие изображения приспособления мобильнее и отлаженней, чем наше зрение. Мы учимся видеть у этих излучающих и фиксирующих свет приборов. Наши зрительные привычки, сложившиеся под их влиянием, настроены на высокую скорость смены эффектных картинок. Скорость, с которой видимое исчезает на наших глазах. Скорость, с которой мир ускользает от нас в своих мнимых подобиях.

            Такова реальность, данная нам зрительно посредством визуальной машинерии. Попытайся мы настроиться на созерцание природы в традициях живописи эпохи романтизма, все равно вместо пейзажного ландшафта в лучшем случае мы увидим снимок в духе советской художественной фотографии брежневских лет, а размываемый талой водой лед на Мойке будет переформатирован в абстракционистскую картину а ля Оливье Дебре.

            Повод ли это для нового медиапессимизма?

            Вовсе нет.

            Искусство показывает нам фрагмент нынешней жизни, перекомбинируя несколько визуальных языков. Кого-то этот изобретательный медиаколлаж наведет на размышления о визуальных риториках видеоинсталляции. А кто-то зарядится от этого искусства той же жаждой жизни, что была свойственна импрессионистам, футуристам и другим адептам новейших технологий.

 

Станислав Савицкий