"Опустошение пейзажа" - Выставка журнала "Диалог искусств"

30 октября - 11 ноября 2014

Опустошение пейзажа

При поддержке Министерства культуры РФ. В рамках выставочного проекта «Действующие лица: московская и петербургская школа».

Москва, Санкт-Петербург, Усолье (Пермский край).

Участники: Александр Дашевский, Павел Отдельнов, Александр Подобед, Диана Мачулина, Мария Погоржельская, Марина Федорова

«Чистое пространство – это пространство, где все способствует исчезновению –  сообщества, «группы», временные союзы и партнерства – все хотят получить преимущество за счет собственного исчезновения».  Валерий Полорога. «Kairos. Критический момент»

Выставка «Опустошение пейзажа» – про современный мегаполис и его горожан. В большом городе казалось бы всего много – перспектив, возможностей, смыслов, он избыточен, отягощен перепроизводством. Но человек здесь остается наедине с собой, город наполняется толпами одиноких. Для каждого в нем есть лишь свое небольшое место: город воспоминаний, город идей, город мечты.  Наша выставка про тот пейзаж, в котором остается главное. О главном размышляют молодые, но опытные живописцы: Александр Дашевский, Павел Отдельнов,  Мария Погоржельская Александр Подобед, Диана Мачулина,  Марина Федорова. В последние 15 лет эти имена постоянно присутствуют в пространстве отечественного искусства со своим узнаваемым языком. Современная живопись, пережившая искушения постмодернистской иронией, дигитальной фотографией и ревизией самой себя – их территория творчества. Все они продолжают поиск новой выразительности, порой довольно рискованно отказываясь от опробованных находок. Формально они могут быть поровну разделены на москвичей и питерцев, но главное – они художники большого города, со всей противоречивостью его прагматики и поэтики. Их объединяет укорененность в традиционном языке станковой живописи и тематическая общность. Говоря обобщенно, если Дашевский,  Отдельнов, Мачулина в своих работах выстраивают пространство, то Погоржельская и Федорова населяют его персонажами, что видится как взаимодополняющие свойства. Менталистско-формальные категории отчетливо прослеживаются в «мужских» картинах, эмоционально-содержательные – в «женских», хотя такое деление довольно условно, ведь городская среда агрессивна, полна соблазнов, и горожане часто играют в гендерные прятки. Художники склонны к обобщениям и внимательны к мелочам, они ищут развернутые визуальные ответы на простые вопросы, которые каждый день задает им город. Четверо художников – жители и наблюдатели своего города, сохраняющие различную интонацию и пластику, остающиеся в изменчивом урбанистическом ареале и меняющиеся вместе с ним. Этим они и интересны.