Вероника Рудьева-Рязанцева «МАММА»

4 - 18 марта 2015

18+

Проект Вероники Рудьевой-Рязанцевой "МАММА" обозначил новый вопрос - должно ли быть искусство тяжелым? Страх перед "легким" искусством, перед легкостью и позитивностью всегда принижает "легкое" искусство. Столько слов и понятий, которые можно было бы применить для описания женской груди - от возвышенных и прекрасных до вульгарно оскорбительных. Классическое искусство пестрит образами женского тела, где живописуется обнаженная женская натура. Женская нагота вдохновляла художников на создание прекрасных примеров искусства на протяжении всего его существования. Сегодня современная художница отделяет часть тела или акцентирует внимание на одной из частей женского образа, оживляя и анимируя  "отделенную" женскую грудь, давая ей слово, если можно так выразиться. Грудь живет своей жизнью подобно сцене из фильма Вуди Аллена, где гигантская грудь пытается уничтожить главного героя. Вероника говорит о теме телесности, но я не понимаю термина телесности, и что за ним стоит, поэтому буду настаивать на теме вещественности, а точнее - превращении тела в вещь и атрибут. Крепкие и крупные сиськи - некий атрибут, рабочий инструмент, инвентарь сексуального образа женщины. Отделившись от обладательниц, груди живут  своей жизнью на экспозиции Вероники Рудьевой-Рязанцевой. Художница повелевает молочным железам, использует их как краску для создания своей инсталляции. Инсталляция бодра и радостна, сексуальна и задорна - это то, чего не хватает в петербургском искусстве. Это просто праздник колыхающихся грудей. Можно много приписывать и рассуждать и на тему плодородия, и на тему продолжения рода, и важной функции в питание потомства, но зачем это? Образ женского тела, форма и структура привлекает мужских и женских особей, код привлекательности заложен в форму, или скорее человек распознает эту форму как привлекательную и вожделенную, видимо - детская бессознательная память.

Человек способен распознавать эти формы - как частично, так и целостно. Почему, скажем, человека меньше привлекает коровье вымя, хотя наверняка есть те, которые больше любят коровье вымя, нежели женскую грудь, и это их право. Однако большинство находят привлекательным женский бюст - одним из самых распространенных запросов интернет поисковиков является запрос "большие сиськи". Интересно, получится ли у Вероники создать форму,  способную пробуждать инстинктивные чувства в зрителе. Благодаря выбранной тематике, возможно прорваться к широкому зрителю, который должен залипнуть на экспозиции по архаичному зову тела, а далее способен будет оценить юмор и пикантность выставки без костылей, отсылок и примеров истории искусств. Видео немного возвращает нас к реальности, показывая, что красоты тела очень временны эфемерны, время безжалостно отбирает красоту, так и резиновые шарики - искусственные груди (используемые в инсталляции) - тоже сдуваются, говоря, что праздник сексуальности не вечен. Вот кружатся груди в видео, словно глаза смотрят по сторонам в надежде зацепить  или возбудить интерес у зрителя, потому что без живого интереса невозможно создать ничего, заслуживающего пристального внимания. В конце хотелось бы вспомнить немного и об использовании груди как инструмента для привлечения внимания к политическим и социальным вопросам. Группа FEMEN, постоянно выступая топлес, привлекает публику к более сложным вопросам, используя грудь словно приманку, включая  невнимательного и уставшего зрителя, пробуждая в нем вначале интерес сексуального порядка, а потом и вовлекая в диалог, который они ведут с обществом или конкретными политическими персонами. Почему-то вспомнилась фотография, на которой Путин изумленно и не скрывая игривого настроения, смотрит на сиськи одной из активисток, которая протестует против его присутствия  на сборище мировых лидеров - сложно перебить инстинктивные чувства. Протест и критика едут в следующем вагоне. Получается, что на сиськах можно выехать в серьезную тему, или точнее сказать въехать  на сиськах в вечность. Вывод в том, что грудь порою используют как козырь, а порой прикрываются ей. Я лично  никогда не мог понять, почему так привлекает эта часть тела мужское население? Сложность выставки остается в одном, как будет оценена выставка женской аудиторией, какую реакцию вызывает этот образ у зрительниц,  проблема дискриминации женщин не должна возникнуть, потому что ведь художница тоже является "носителем" груди и поэтому застрахована от пользовательского  отношения женской сексуальностью.

Семен Мотолянец